Малая авиация

Малая авиация, сверхлегкая авиация, частная авиация — это все термины одного понятия. Все они обозначают летательные аппараты, которые по массе, мощности, типу двигателя и вместимости пассажиров, похожи на легковые автомобили. Малая авиация — это в первую очередь одно- или двухместный самолет, легкий вертолет на 4 пассажира и к этой категории можно отнести автожир. Главная задача такой категории транспорта персональная транспортировка человека.

Что такое малая авиация?

Частная авиация захватывает мир. Привычный алюминий в каркасе летальных аппаратов сменили композитами из высокотехнологичных углеродных материалов. Из углеродной пленки, которая чем-то напоминает полиэтилен, изготавливают малые летательные аппараты, свертывая пленку во много слоев. В конечном итоге, обшивка летательного аппарата чем-то напоминает кокон. Самолет становится намного легче, что позволяет сильно сэкономить на топливе, а это, в свою очередь, сильно снижает стоимость перевозок.

Около 90% всех самолетов на земле работают именно в малой авиации, почти все из них классифицируют как полеты малых авиационных транспортов. Для примера, в США используется около 250 тысяч средств частной авиации. Для них специально выделены 5400 взлетно-посадочных полос, ангары, а также многое другое. Общий годовой доход с таких ЛА составляет около 50 млрд долларов.

Некоторые страны Европы (Ирландия, Англия и Германия) дают возможность после получения документа частного пилота, через некоторое время, при желании, может пилотировать и лайнер. Множество программистов, учителей, докторов и прочих, являются как раз линейными пилотами.

Малая авиация в России

В России термин «частная авиация» не определен ГОСТом, но при этом, учитывается, что самолеты с тягой до 500 кгс можно считать малой авиацией. При этом, число пассажиров не должно превышать 19 человек. Что касается вертолетов, то их показатели кгс, для малой авиации, находится в рамках 500-4500 кгс, а беспилотники могут иметь тягу до 8600 кгс. Для удобства, многие малые фирмы отдают предпочтению частным перелетам и командировкам посредством частной авиации.

SP_USA

Самолет

samoletСамые популярные частные летательные аппараты в РФ – это Як-52 и Л-29. Стоимость перелетов в качестве пассажира составляет соответственно, 150 и 400-600 долларов за час полета.
Як-52 представляет собой спортивный самолет, для тренировок, моноплан с аэровыгодным низким крылом. Длина самолета составляет примерно 7.7 метра, размах крыльев – около 10 м. Вес пустого самолета составляет 1000 кг, а нагруженного – до 1200 кг. Самолет двухместный.
L-29 – также тренировочный самолет, с экипажем на двоих, размахом крыльев и длинной около 10 метров. Масса пустого Л-29 составляет 2200 кг.
На сегодняшний день популярностью пользуются Cessna 172 и Як-18. Стоимость Cessna 172 на данный момент около 1 500 000 рублей, а Як-18 обойдет в 2 200 000 рублей.

Вертолет

helikКроме самолетов, можно себя побаловать еще и вертолетом Robinson, американского производства, но это обойдется в 600-700 тысяч долларов, а Ми-34 – в 400 000 долларов. Сверхлегкий самолет «Сигма», российского производства, который обладает довольно хорошим качеством и экономичностью, сейчас стоит около 55 000 евро, но если нужен шестиместный самолет «Эклипс», для перевозки бизнес-партнеров или просто экскурсионного полета, то за него придется выложить не менее 1.6 млн долларов, не включая топлива.

Автожир

avtoshirАвтожир представляет собой легкую платформу для перевозок, который при весе всего в 40 кг способен развивать скорость до 180-200 км\час за счет мощности до 140 л.с. Скорость обеспечивается легким двигателем ROTAX 793 на водном охлаждении. Аппарат внешне похож на вертолет, имеет закрытую кабину, а сам ЛА можно поддать модификации, как вариант – смена двигателя. Автожиры взлетают с разбега 10-50 метров. За счет несущего ротора, подъемная сила довольно существенна и в отличии от вертолета, винт направлен против движения, принимая роль крыла с положительным углом атаки. Есть несколько вариантов винтового движка, но от этого не будет зависеть диаметр винта, двигатель просто будет влиять на грузоподъемность. Этот компактный аппарат может совершать посадку везде в России из-за малых габаритов, а стоимость аппарата такова, что его может купить даже не богатый человек.

Паралеты и дельталеты

paradeltaplan

Паралет и дельталет это примерно похожие конструкции, основная часть, где находится пилот и двигатель и у того и у другого ЛА одинаковы, сваренная из труб тележка, с установленным креслом пилота и колесами, закрепленным на ней мотором и органами управления. К мотору крепиться воздушный винт, который и движет всю конструкцию в воздушном пространстве. Сама рама в полете опирается, либо на полужесткое дельтовидное крыло, которое состоит из каркаса дюралевых трубок, обтянутых воздухонепроницаемым материалом, либо на бескаркасное крыло — парашют. Паралет и дельталет — это конструктивно элементарное средство для полетов. Особенность данных ЛА заключается в легкой разборке, упаковке и малом объеме в сложенном состоянии, а также в малом весе, делает их непривередливыми к взлетно-посадочным поверхностям, к хранению и обслуживанию. По факту хватит обычного гаража для обслуживания и хранения паралетов и дельталетов.

Сегодня много конструкторских бюро работают в области сверхлегкой авиации. В России есть целая база и уже подготовленная для способствования внедрения и развития малой авиации в стране. Эта база создана на основе самарского аэрокосмического университета. Выпускники СГАУ образовали передовую авиационную сферу в Самарской области — Конструкторское бюро Аэросамара, (бывшее студенческое конструкторское бюро летательных аппаратов СКБ ЛА СГАУ), на собственном производстве создают и собирают уникальные аппараты.

Оформление ЛА

Для оформления самолета необходимо обзавестись разрешением и лицензией на эксплуатацию летательного аппарата. Стоимость оформления бумаг стоит около 1 млн рублей, кроме того, придется подождать от месяца до года для полного оформления разрешения. Свидетельство выдается после прохождения всех что не есть инстанций на 2-5 лет. После этого, судно следует заново перерегистрировать, проходя оформление по новой.

В США, к примеру, вертолет можно оформить за 2-3 дня, без последующего переоформления.

Полета на частных транспортирных средствах

Современные перелеты в России

На данный момент есть возможность избежать пробок в Москве, заказав свой личный маленький самолет. Формально, никаких ограничений нет для оформления персонального самолета в любой авиационной организации для гражданских. На данный момент в РФ нет возможности купить ЛА, как в автосалоне, но это все возможно сделать через посредников. Отечественные самолеты ЛА не дорогие, но уступают в качестве и надежности, зарубежной технике. Лучшие самолеты в России для частных перевозок – это А-33, Л-42, ЛА-8 и Су-31. Из-за дороговизны сертификации.

su_31

Су-31

Следующий важный вопрос: каким образом можно получить необходимы качественный сервис и обслуживание на аэродроме?

В России пока слабо развита инфраструктура, она сильно уступает мировым стандартам. Кадровый кризис а авиации, малое количество полигонов, отсутствие нужных дополнительных запчастей и слабость ДОСААФ плохо влияет на развитие частной авиации.

Полеты в ЕС и США

В Европе и США легкая или малая авиация воспринимается также обыденно, как и автомобильные переезды. Получаешь права, лицензию, проходишь технических осмотр, проверка бензина, покупка карты и можно лететь по делам, либо же просто так, для отдыха. Перед вылетом необходимо сообщить летчику метеоситуацию, сделать запись в журнал аэродрома из которого совершается вылет, записать и сообщить точку назначения, после чего можно спокойно совершать полет.

В Европе и США полеты становятся все более доступнее, количество полетов растет, вместе с этим, возрастает интерес к бизнесу, в который инвесторы вкладывают свои средства. Основные клиенты малой авиации – это люди среднего класса, а не только высшие слои населения. Ежегодный оборот США только с малой авиации составляет около 80% от всех авиаперевозок.

Малая авиация в Европе и Штатах – это подготовка авиационных курьеров-профессионалов. Авиационная история каждого человека стирается и не сохраняется вовсе, кроме того, никто не платит никаких налогов за полеты. Если взять, к примеру, Литву и Беларусь, то это страны недавно перешли на европейский уровень малой авиации. Благодаря европейским стандартам, частная авиация там начала развитие полным ходом.

Считается, что необходим пробный экспериментальный проект прогрессивной правовой базы и малоавиационных узлов, которые реализуют возможность развития малой авиации и в Российской Федерации, хотя бы в нескольких крупных городах.

Как летают в ЕС

Одна из специальных школ в Ирландии, которая была организована бизнесменами, имеет в своем штате 6 сотрудников. В этой школе проходят подготовку теоретической и практической базы авиационных полетов. Некоторые из людей, могут освоить полеты с помощью интернета или же купленных специальных книг, особенно, если они закончили качественную подготовку в колледже. Система теоретического обучения почти такая же, как в физтехе. Свобода в пути, жесткость требований и экзамены дадут возможность открыть для себя небо, после прохождения экзаменов.

Персональные, элитные школы высшей летной подготовки в США обучают как линейных пилотов, так и пилотов лайнеров, которые используют для перевозки грузов и пассажиров на «Эйрбасах» или «Боингах». Стать линейным пилотом сейчас довольно просто. Получив документ, удостоверяющий человека как частного пилота, есть возможность налетать в персональных целях «часы» и затем получить возможность увеличиваешь свое время налета до 200 часов. После прохождения экзаменов всегда есть возможность взять право на работу инструктором в авиационном клубе.

С этого момента уже не нужно тратить собственных денег на подготовку и налет часов. Если заинтересованный пилот налетает 500 часов, то он может стать уже даже коммерческим пилотом. При желании, можно сдать экзамены на пилотирование самолетов с большим экипажем и стать уже вторым пилотом авиалайнера. Всего этого легко можно достичь, совмещая любую профессию с авиаполетами и двигаться параллельно по двум карьерным лестницам. Десятки и сотни врачей, программистов, ученых и учителей имеют возможность управлять малыми или даже крупными летательными аппаратами, бизнесмены или дипломаты же, чаще предпочитают именно частные перелеты на малых самолетах и вертолетах.

Реалии полетов на малых ЛА в РФ, обучение рядовых граждан управлению ЛА

Иллюзорная легкость. Полет, только для ознакомления, с инструктором, в течении 20-30 минут, что включает в себя только базовую информацию, стоит как минимум 5000 рублей. Сэкономить на первом полете можно с помощью специальных купонов или на акциях. Руль ученику в руки сразу не дадут, минимум, что разрешит ему инструктор – это подержать штурвал в руках. Многие люди хотят испытать это ощущение во-второй раз. На это и расчет, чтоб клиент вошел в азарт и захотел продолжить тренировки снова, чтобы научится управлять самолетом самому. Тем, кто «подсел» на полеты приходится много платить, особенно на этапе обучения полетам.

Любительская авиация – удовольствие не из дешевых. На ближних Московских аэродромах за час полета берут не менее 8-10 тыс. рублей. В большинстве авиационных клубов стоимость часа налета зависит от многих факторов, к примеру, модели самолета, пролета воздушного судна за все время эксплуатации и так далее. Стоимость полета снижается при оплате сразу за несколько часов полетного времени.

Маленькое видео подготовки пилотов гражданской авиации, она нечем не отличается, кроме типа ЛА, от подготовки пилотов малой авиации.

К примеру, в «ЧелАвиа», где летают только на итальянских самолетах Tecnam, стоимость летного часа при оплате за всю практику (42 часа) примерно 8-9 тыс. рублей, а вот при плате от 10 часов и больше — 9 тыс. рублей за час. Новобранца в небо никто не пустит, в том числе с инструктором, даже на час. Максимальное время полета новичка составляет около часа, а расчет стоимости полета идет поминутно.

Новичок может сесть за штурвал летательного аппарата только после 15 часов полета с инструктором – таковы правила. На самом деле, это может произойти гораздо позже, из-за плохой обучаемости клиента. Самостоятельный полет стажера допускается только через год после начала обучения, когда инструктор будет уверен в знаниях и умениях своего ученика. Примерно столько же времени занимает и обучение вождению автомобиля в автошколе.

Без свидетельства пилота-любителя, летать разрешается только по маршрутам или над аэродромом. По маршрутам полеты разрешены только в сопровождении инструктора, — опять таки, аналогичный пример с вождением автомобиля. Чтобы стать полноценным пилотом, нужно обязательно пройти обучение, сдать экзамен и получить свидетельство пилота PPL. Главное в обучении – теоретическая часть, знания аэродинамики, авиационная метеорология, конструкция летательного аппарата, радиообмен и предмет самолетовождения. Общая стоимость курса в Москве стоит около 300 000 рублей. Кроме этого, можно испытать на себе вертикальный взлет, как на самолете, так и на вертолете. Сам по себе, вертолет ест много топлива, как минимум, 50 литров в час, что в сравнении с легкими самолетами, в 5 раз больше. По этой причине, стоимость обучения даже на легких и экономных вертолетах может достигать миллиона рублей и больше. Если сравнить стоимость полета на легком самолете и вертолете, то, к примеру, в «Авиамаркете» за час полета берут 23 000 рублей, но курс обучения длится 42 часа налета, как и у других ЛА. После прохождения курса обучения, выдается свидетельство частного пилота.

SP

Пик популярности малых воздушных судов приходится на 2003-2004 год, потом волна интереса немного пропала, а сейчас появился новый тренд полетов на средствах малой авиации. Если в Европе воздушное пространство выделено очень жестко, то в России можно летать просто для интереса, для хобби, вдали от воздушных коридоров и авиабаз. Средняя скорость обычного, простого, вертолета, который можно взять после обучения, составляет до 200 км/час, а горизонтальная скорость маленьких бипланов 200-250 км/час, при расходе топлива в 5 раз ниже.

Управлять проще самолетом, чем вертолетом, из-за меньшего влияния воздушных потоков. Вертолеты подходят больше для частных небольших перевозок, а самолеты используют чаще для развлечения, разумеется, если это касается малой авиационной техники, а не грузового лайнера. В странах Евросоюза и в США на основе сверхлегких самолетов сложилась целая культура развлечения. Лидером среди соревнований по аэробатике считается соревнования Red Bull Air Race, которые проводятся на разных площадках по всему миру.