Хорошее водное судно можно получить, подобрав оптимальные значения мощности, водоизмещения и корпусного обвода. В зависимости от типа гребного пропеллера различаются виды лодочных корпусов. Они делятся на два класса – водоизмещающие и глиссирующие.
Корпуса лодок
Лодка килевая
В последнее время становятся более популярными килевые лодки.
Такие судна изготавливают из алюминия или из ПВХ ткани повышенной плотности. У них между днищем и жестким настилом располагается надувной киль, влияющий на скорость и мягкий ход лодки. Корпус алюминиевой лодки делают уже килевым, очертания корпуса приспособлены для компромиссной устойчивости, управляемости и скорости. Лодки этого типа применяются для рыбалки, охоты и просто для семейного отдыха.
Строение килевой лодки имеет V-образное дно, это не только повышает маневренность судна, но и делает его более устойчивым на воде. От угла V-образного днища, радиуса и килевой формы зависит максимальная скорость лодки.
Преимуществом килевых лодок являются его модернизированные характеристики – крепление более мощных моторов, что позволяет развивать скорость свыше 20 км/ч. Также имеют ход мягче, чем плоскодонки, благодаря этому, они не так сильно подпрыгивают при ударах волн. Глиссирование присуще только этому виду плавательных средств. Из-за воздействия гидродинамических сил, лодка легко глиссирует и рассекает водную поверхность. В этом режиме уменьшается топливный расход.
Лодка плоскодонная
Так называемые «плоскодонки» считаются любительскими судами для индивидуального пользования. Их можно использовать в мелких водоемах без заметного течения, например, на небольших речках, каналах и прудах.
Лодкам данного типа присуще плоское днище без киля. На пересечении днища и бортов могут быть уторы, позволяющие мягче преодолевать удары о волны. Различают прямоугольные, острые и скругленные уторы.
Плоскодонные лодки с низкими бортами отлично подойдут для охоты и рыбалки. С их помощью можно легко и быстро передвигаться по мелким водоемам.
Преимущества плоскодонок состоят в относительной простоте построения и использовании обычных материалов для ее конструирования (доски, фанера, алюминиевые листы и др.). Возможность их использование на мелководье. Главным недостатком лодок данного типа является не очень хорошая маневренность.
Для поддержки одного направления иногда приходится постоянно подруливать на малом ходу. В отличии от килевых лодок, на плоскодонку нужно ставить не такой мощный мотор.
Судно на воздушной подушке
Такие плавательные средства являются суднами нового поколения, способные перемещаться на воздушной подушке как по воде и льду, так и по ровной грунтовой поверхности. При передвижении судно парит в воздухе, касаясь поверхности воды или земли гибким ограждением.
Данное плавательное средство представляет собой судно, с подъемной силой, созданной избыточным воздушным давлением под днищем. Давление для уравновешивания веса судна генерирует мощный вентилятор. Корпус судна имеет три составляющих – днище, палубу и кабину.
Грузоподъемность судна данного типа составляет тонну-полторы, и зависит от мощности двигателя. Судна на воздушной подушке гражданского предназначения могут развивать скорость до 120 км/ч. Средние показатели расхода топлива составляют 20 л/час при скорости 60 км/ч.
Данные плавсредства используются для морских экскурсий, активного морского отдыха, рыбалки и охоты.
Плюсами такого судна являются его амфибийные свойства, а минусами – целый ряд ограничений в использовании: затруднение передвижения лодки при волнах свыше 0,3 м, густой и высокой траве на поверхности земли, твердые преграды выше 0,35 м – ветки, камни, пеньки.
Экраноплан
Экраноплан представляет собой многорежимное судно, способное летать над водой и другой поверхностью с помощью «экранного эффекта» и аэродинамической подъемной силы. Эта сила генерируется на крыльях экраноплана, корпусе или его частях.
Используется для быстрого оказания помощи людям, которые тонут или терпят бедствие на воде, а также максимально быстрой доставки потерпевших на берег.
Экранный эффект впервые применили при постройке военных экранопланов на реактивной тяге. Развиваемая крейсерская скорость данной машины составляет 700 км/ч. Гражданское применение экранопланов связано с рядом трудностей — нет подходящих экономичных двигателей.
Своим строением корпус экраноплана напоминает самолет. Большинство таких судов производятся из легких алюминиевых сплавов, толщиной 0,5-2 мм. На некоторых аппаратах применяются стальные конструкции из труб, стянутые стальным тросом крылья из пенопласта, стеклопластиковые детали и др.
Экранопланы это скоростной транспорт — развиваемая скорость от 150 км/ч. Экранопланы могут развивать высокую скорость и на крыльях имеют низкое сопротивление. Эти качества являются несомненными преимуществами. Но при этом существуют и недостатки, а именно:
- больший расход топлива по сравнению с другими судами;
- при высоких волнах судно имеет низкую мореходность и теряет скорость;
- необходимость использования компактных двигателей сочетающих в себе мощность и небольшой вес;
- причаливать такие суда могут только к специально оборудованным стоянкам.
Судно с подводными крыльями
Теплоходы и газотурбоходы представляют собой судна с подводными крыльями.
Корпус таких суден может иметь подводные крылья двух типов – частично погруженные и полностью погруженные. Первый вид крыльев имеет U-образную форму, а второй вид изготовленный в виде буквы Т расположенной вверх тормашками.
Суда, у которых крылья полностью погруженные в воду более устойчивы, поэтому комфортны при длительном пребывании на воде. Минус таких судов состоит в том, что они нуждаются в компьютерном управлении, и если компьютер даст сбой, то это грозит падением на воду или переворачиванием судна. Модели с частично погруженными крыльями не требуют постоянного компьютерного контроля.
Различают три вида расположения крыльев относительно корпуса судна:
- самолетная компоновка – большее крыло находится перед центром тяжести лодки, а меньшее крыло – сзади;
- схема «утка» — обратная схема к самолетной компоновке – впереди меньшее крыло, а большее сзади;
- тандемная схема – крылья находятся симметрично относительно центра тяжести судна.
Первые две схемы применяются на небольших судах, а тандемная компоновка – для судов значительных размеров. Управление крыльями происходит с помощью закрылков или изменяя угол атаки.
Аэросани
Самоходная лодка-амфибия, оснащенная мотором внутреннего сгорания и пропеллером. Такое средство передвижение может двигаться по воде, а также по снежному и ледовому покровам. Данное плавсредство может использоваться для активных видов отдыха (рыбалка, охота), промышленного лова рыбы, грузо- и пассажироперевозок в любое время года.
В зависимости от мощности двигателя, аэросани могут развивать скорость 25-140 км/ч.
Корпус аэросаней спроектирован так, что учтены все поверхности по которым они могут передвигаться. Для движения по воде корпус оснащен тримаранными обводами с ровной плоскостью посередине. Для передвижения по снегу и льду аэросани оборудованы шасси – три или четыре лыжи с подвеской.
Центральная лыжа и остроносый корпус лодки-амфибии позволяет совершать плавный переход с одной поверхности передвижения на другую, например, со льда в воду и наоборот.